Ничто не вечно под луной. Фирма Syntrillium, известная по своему звуковому редактору Cool Edit Pro, уже почти год как куплена компанией Adobe, а канадская фирма Sonic Foundry, добрый десяток лет выпускающая звуковой редактор Sound Forge, продала его фирме Sony Pictures Digital, одному из подразделений в огромной структуре Sony. И если в первом случае программа, кроме нового имени (Adobe Audition), практически ничего не обрела, то Sound Forge получил с десяток обновлений, которых хватило на целую статью.
Так что приступим. И начнем, как всегда, с интерфейса.
Здесь одним из самых приятных новшеств является проводник (Explorer), значительно упрощающий работу с файлами. Открытие и предварительное прослушивание файлов, а также импорт треков с аудио-CD можно теперь выполнить с помощью одного-двух щелчков мышью. Программа с включенным окном проводника (меню View — Explorer) становится как две капли воды похожа на Acid, Vegas и другие продукты Sony Pictures, для которых такая организация интерфейса давно уже стала нормой (рис. 1). На мой взгляд, это самый удобный метод работы с файлами, и удивительно, почему до седьмой версии разработчики тянули с его внедрением.

Думаю, подробно описывать окно Explorer не нужно — здесь все аналогично проводнику Windows. Из особенностей: кнопки предварительного прослушивания и его остановки, кнопка включения режима автопрослушивания. В дереве слева имеется папка Favorites (любимые записи), куда можно помещать папки, отображенные в правой части окна. Для этого нужно выделить папку и нажать кнопку Favorites (в верхней панели).
Крайняя правая кнопка панели предназначена для настройки вида проводника. Здесь можно скрывать и показывать дерево, краткую сводку по файлу (Summary View, см. рис. 1), переключаться между списком файлов и детальным списком (дата/время), выбирать для отображения все файлы или только те, с которыми программа умеет работать. Кроме того, есть опция Region View. Если в выделенном файле определены регионы, то информация по ним отображается в нижней части окна (рис. 2).

Есть также кнопка Browse Web, при нажатии которой открывается окно браузера, и мы попадаем на страницу со ссылками на медиа-продукцию Sony Pictures Digital: библиотеки лупов, видеоклипов и изображений.
Из окна проводника файлы загружаются в программу простым перетаскиванием (или двойным щелчком мышью), и открываются в новом окне. Если файл содержит регионы, то из списка Region View их можно загружать в Forge по отдельности (также путем перетаскивания), при этом для каждого региона будет создано свое окно.
Если стоит задача объединения файлов (микширование, добавление одного файла в конец другого, с кроссфейдом или без), то и здесь проводник ускоряет процесс. Сначала вы открываете исходный файл, а затем перетаскиваете в его окно другой. В момент, когда курсор мыши оказывается над волновой формой первого файла, появляется пунктирная линия, обозначающая место вставки, а также один из трех значков: P (Paste), M (Mix), C (Crossfade). Не отпуская левую кнопку мыши, правой кнопкой можно менять значки, а, следовательно, и способ объединения файлов. При отпускании кнопок появляется диалог, где можно настроить параметры микса или кроссфейда. Этот процесс, безусловно, знаком пользователям предыдущих версий Forge, но теперь не нужно открывать два файла, все делается на лету. Кроме того, программа теперь делает автоматическое преобразование моно в стерео, если, положим, исходный файл был стерео, а вы накладываете на него моно, и наоборот. Причем также на лету.
Для импорта треков с аудио-CD можно по-прежнему использовать диалог File — Export Audio from CD, особенно если вы хотите сделать дополнительные настройки (для CD-привода или для метода чтения, см. статью про Sound Forge 5.0). Но если нужно "по-простому", то вставляете диск в привод и перетаскиваете из проводника один или несколько треков. Очень удобно. Правда, для пользователя без прав администратора здесь по-прежнему "засада" — на большинстве машин в сеансе обычного пользователя программа не видит привод.
Работа с диском, отмена операций, проекты
Еще в шестой версии Forge был усовершенствован алгоритм обмена данными с жестким диском. Дисковые операции (открытие файла, вырезание фрагмента, вставка, запись) стали выполняться очень быстро, в отличие от черепашьего темпа пятой версии. Теперь разработчики пошли еще дальше.
Компрессированные файлы (MP3, WMA, WMV и т. п.) стали открываться также быстро, как и обычные PCM (например, AIFF или WAV). Раньше при открытии, скажем, MP3-файла, программа сначала готовила файл-посредник (proxy) — проще говоря, распаковывала сжатый файл в обычный. Это, естественно, занимало время, а фраза "Building Proxy…" с индикатором прогресса могла вывести из равновесия самого терпеливого, особенно при активной работе с подобными файлами. Теперь никаких посредников нет, сжатый файл открывается за пару секунд, если для него еще не была сосчитана картинка волновой формы, и мгновенно — если такая картинка есть (файл с расширением SFK).
Кроме того, стала возможна отмена операций даже после сохранения файла (Undo Past Save). Да-да, какие бы вещи вы не вытворяли с файлом, сохраняя промежуточные версии сколько угодно раз, команда Undo из меню Edit будет доступна всегда. История редактирования теряется только после того, как вы закроете окно файла или главное окно программы. Как ни странно, но по умолчанию функция Undo Past Save выключена, а для ее активации нужно зайти в окно предпочтений (меню Options — Preferences) на закладку File и поставить галочку напротив Allow Undo Past Save (рис. 3). Мне кажется, это связано с тем, что, во-первых, длительное хранение истории редактирования и промежуточных версий файлов требует большого дискового пространства, а во-вторых, само сохранение в таком случае происходит медленнее.

Кстати, историю редактирования удобно держать перед глазами: в меню View нужно выбрать пункт Undo/Redo History, а появившееся окно (рис. 4) прицепить к одному из краев рабочего окна. В списках Undo и Redo отображается название операции, иногда с уточняющими деталями, а также очень полезная вещь — кнопка прослушивания. Она появляется для тех операций, которые изменяют звуковые данные, и позволяет быстро оценить, как звучал файл (или вырезанный из него фрагмент) на том или ином этапе обработки.

А как быть, если вы сделали кучу операций по редактированию файла, но хотите выйти из программы и продолжить работу в следующий раз? Здесь даже функция Undo Past Save не поможет — при закрытии окна история редактирования теряется. В предыдущих версиях Forge единственным выходом было сохранить последнюю версию файла — естественно с невозможностью последующей отмены операций. Теперь появилось решение этой проблемы — так называемый "проект". Понятие проекта давно уже стало привычным для всех, кто использует виртуальные студии, такие как Cubase SX, Logic или Sonar. Да и в продуктах компании Sony Pictures (Acid, Vegas) файл проекта является основной рабочей единицей.
Что же дает проект в Sound Forge? Самое главное — возможность неразрушающего редактирования. Метод работы здесь такой. Вы открываете файл обычным образом, но перед тем, как производить какую-либо обработку, создаете файл проекта. Для этого в привычном диалоге File — Save As, в поле "Тип файла" выбираете пункт Sound Forge Project File (*.frg), рис. 5. Программа сохраняет файл с расширением FRG (например, Voice.frg) и в том же каталоге создает папку с именем Voice_frg. После чего все операции над исходным файлом (Voice.wav) становятся "виртуальными". Например, при вырезании фрагмента в файл проекта записываются указатели, отмечающие позицию начала и окончания фрагмента. При других операциях (например, эквализации) в папке проекта (Voice_frg) будут сохраняться временные файлы со звуковыми данными. В любом случае, исходный файл остается нетронутым, что и является основным принципом неразрушающего редактирования.

А теперь предположим, что вы хотите выполнить другой набор операций над тем же исходным файлом. Нет ничего проще — сделав активным окно Voice.wav, создаете файл проекта под другим именем, скажем, Voice-EQ.frg. Новый проект будет ссылаться на тот же самый "исходник". А папка проекта получит название Voice-EQ_frg. История редактирования и возможность отмены (при включенной опции Allow Undo Past Save) будут доступны и после выхода из программы, в следующем сеансе работы. История будет сохранена в файле FRG, а все необходимые временные файлы — в папке проекта. Единственное условие при работе с проектами состоит в том, что исходный звуковой файл, на который ссылается проект, нельзя переименовывать, перемещать или удалять.
Когда работа над проектом завершена, все виртуальные операции необходимо "зафиксировать", то есть создать новый файл, результат применения монтажа и обработок. В других программах этот процесс называется "заморозкой", "миксдауном", "баунсингом"; в Sound Forge — рендерингом. Выполняется все просто, по команде Render As из меню File. Появившийся диалог в точности повторяет обычный диалог сохранения.
Индикаторы уровня
Sound Forge всегда отличался "честными" пиковыми индикаторами уровня, а теперь к ним прибавились индикаторы еще двух типов: VU (Volume Unit Meter, "волюметр") и PPM (Peak Program Meter, квазипиковый индикатор уровня). Пришли они из аналогового мира, и основаны на измерении напряжения вольтметром средних значений и пиковым вольтметром соответственно. Поскольку сигнал внутри компьютера цифровой, то, конечно, никакого напряжения в вольтах тут быть не может. Sound Forge просто имитирует динамические характеристики и шкалу единиц реальных приборов, создавая иллюзию работы с аналоговым сигналом.
Основная польза от такого моделирования состоит в том, что показания VU/PPM-индикаторов позволяют приблизительно оценить субъективную громкость фонограммы. А это незаменимо, например, при подготовке нескольких файлов к записи на CD (не хочется здесь употреблять слово "мастеринг"). Ведь для комфортного прослушивания нужно обеспечить одинаковую субъективную громкость восприятия каждого трека. Стандартный пиковый индикатор Sound Forge в данном случае мало чем может помочь, так как реагирует даже на самые короткие пики сигнала. Для среднестатистической (не пережатой) фонограммы, имеющей выраженный импульсный характер, он будет постоянно давать высокие показания, а фонограмма при этом может быть тихой. Зато VU/PPM-индикаторы (особенно VU) выведут все на "чистую воду".
Новые индикаторы располагаются справа от пикового (рис. 6). При этом отображается либо VU-, либо PPM-индикатор. Какой из них в данный момент активен, зависит от выбранной шкалы измерений, задающей и тип "прибора". Для отображения новых индикаторов служит опция Show VU/PPM из контекстного меню пикового индикатора. Потянув за край панели, можно изменять ширину индикаторов, да и вообще располагать их как угодно, например, пристыковав к нижней части окна (если вы привыкли к горизонтально расположенным индикаторам).

Sound Forge предлагает три шкалы для волюметра и четыре — для квазипикового индикатора. Выбираются они из раздела VU/PPM Scale контекстного меню (см. рис. 6). Все шкалы проградуированы в единицах Volume Unit (0 VU соответствует +4 dBu). В таблице на рис. 7 приведена краткая сводка по каждой из шкал.

В отличие от пикового индикатора, показывающего мгновенный уровень, VU/PPM-индикаторы считывают порцию сигнала и вычисляют средний уровень. Размер порции определяется так называемым временем интегрирования. Для каждого из четырех типов PPM-индикаторов оно фиксировано стандартом (UK PPM и EBU PPM — 10 мс, DIN PPM и Nordic PPM — 5 мс). Для VU-индикаторов его можно задавать произвольно в диапазоне от 5 до 1000 мс (окно предпочтений, закладка Other, раздел Meter Configuration), рис. 8. Здесь же можно откалибровать VU-шкалу по отношению к dBFS-шкале пикового индикатора, то есть задать тот уровень на пиковом индикаторе, при котором VU/PPM индикаторы будут показывать 0 VU.

Все индикаторы можно настроить на удержание максимальных и минимальных пиковых уровней в виде тонких полос (опции Hold Peaks и Hold Valleys соответственно, см. рис. 6).
Запись
В новой версии Forge появилась возможность автоматической записи материала. Раньше был только ручной метод: в окне Record в подходящий момент нужно было щелкнуть красную кнопку. Теперь это делать не обязательно — можно задать условия, при наступлении которых программа начнет запись автоматически. И окончит, кстати, тоже, без вмешательства пользователя. Все это уже не ново, и в конкурирующих программах появилось давно. Однако в седьмой версии Forge эта функция реализована, по-моему, наиболее удобно и полноценно.
Окно записи претерпело соответствующие изменения (рис. 9). В верхнем поле нужно выбрать метод записи, в зависимости от него в центре окна появляются разные элементы управления. Поле Mode знакомо пользователям предыдущих версий программы — здесь можно выбрать режим записи (количество и назначение режимов не изменилось, подробнее об этом см. статью про пятую версию Sound Forge). Появилась возможность выбирать устройство ввода "на лету" (в поле Device), не покидая окна записи, что, конечно, удобнее, чем лазить в окно Preferences и копаться там в настройках.















